Защита автомобиля от коррозии
Многим автолюбителям известно, что достаточно
появиться небольшой царапине - и ржавчина начинает
прямо-таки поглощать автомобиль. И бороться с ней
весьма трудно. Какие только хитрости ни
придумывают автомобилисты - различные покрытия,
мастики, антикоры... Да вот беда: чтобы обработать
с должным качеством все наиболее поражаемые места,
приходится порой разбирать весь автомобиль. Такая
операция занимает немало времени, да и требует
постоянного контроля. Кроме того, в процессе
эксплуатации происходит постепенное разрушение
покрытий. Из-за вибраций при движении появляются
микротрещины, под ударами камней или песка краска
откалывается. Поэтому вполне понятно желание
автомобилистов приобрести чудо-прибор: один раз
потратился и навсегда защитил кузов от ржавчины.
Метод катодной защиты от коррозии уже давно
применяется на самых разнообразных объектах.
Например на кораблях устанавливают специальные
протекторы, которые, растворяясь в морской вода,
обеспечивают защиту корпуса судна. Подземные
трубопроводы перед укладкой обрабатывают
антикоррозийными составами и обматывают
специальной лентой. На определенном расстоянии от
трубопровода закапывают анод (электрод) -
металлическую болванку, к которой подключают
"плюс" источника постоянного тока, а к самой трубе
- "минус". Благодаря разности потенциалов между
электродом и защищаемым металлом в цепи
образующегося электролита (влага, соль и т.п.)
проходит ток. На аноде происходит освобождение
электронов - реакция окисления, и саморастворение
катода прекращается [1, 2].
При катодной поляризации металлу нужно сообщить
такой отрицательный потенциал, при котором его
окисление становится термодинамически
маловероятным.Для железа и его сплавов полная
защита от коррозии достигается при потенциале
0,1...0,2 В. Дальнейший сдвиг потенциала мало
влияет на степень защиты. Плотность защитного тока
должна быть в пределах 10...30 мА/м2.
Кроме того, со временем на металле за счет
концентрационной поляризации по кислороду
наблюдается дополнительное смещение потенциала в
отрицательную сторону, что позволяет периодически
выключать устройство (при ремонте автомобиля,
зарядке аккумулятора и т.п.)[3].
Устройство защиты от коррозии состоит из
электронного блока и защитных электродов. На
корпусе электронного блока размещают световую
индикацию работы устройства.
Устройство позволяет поддерживать значение
потенциала влажных участков поверхности кузова на
уровне,необходимом для полной остановки и
прекращения коррозийных процессов за счет
разрушения защитных электродов.
В качестве защитных электродов (анодов) могут
использоваться как разрушающиеся материалы
(нержавеющая сталь, алюминий), требующие замены
через 4...5 лет, так и неразрушающиеся. В качестве
неразрушающихся электродов можно применять
карбоксил, магнетит, графит или платину. Защитные
электроды выполняются в виде прямоугольных либо
круглых пластин площадью 4...9 см2.
На рисунке приведена схема простого
антикоррозийного устройства, которое может успешно
справляться с явлениями коррозии. Конечно, в
простейшем виде устройство катодной защиты может
состоять из защитных электродов и проводов,
подключаемых непосредственно на "плюсовую" клемму
аккумулятора. Однако здесь трудно контролировать
возможное короткое замыкание электродов с кузовом
автомобиля и его работу в целом. Для этого в
устройстве в цепь делителя напряжения R1, R2, R3
включен светодиод VD1, который в рабочем режиме
светится ровным светом, потребляя незначительный
ток от аккумулятора (около 2 мА).
Если вдруг один из защитных электродов
замыкается на кузов автомобиля, светодиод VD1
прекращает светиться. В этом случае необходимо
найти-и устранить замыкание. При повышенной
влажности кузова светодиод VD1 может в небольших
пределах изменять свое свечение, что указывает на
работу катодной защиты. Кроме того, данное
устройство имеет высокую надежность, поскольку
дает при коротком замыкании выхода с кузовом ток
перегрузки не более 25...30мА.
При установке и монтаже устройства следует
помнить, что:
- один защитный электрод защищает площадь с
радиусом около 0,25...0,35 м; - защитные
электроды устанавливаются только на места,
защищенные лакокрасочным покрытием; -
использовать можно только эпоксидный клей или
шпатлевку на его основе; - наружную сторону
защитных электродов (где нет пайки) нельзя
покрывать мастикой, краской, клеем или другим
электроизоляционным покрытием.
Электронный блок устанавливается в любом месте
автомобиля и присоединяется к общей схеме
электрооборудования автомобиля. При этом
необходимо, чтобы электронный блок оставался
включенным даже при отключенном общем
электрооборудовании автомобиля.
В целом устройство потребляет не больше чем
часы автомобиля и гарантирует длительную
эффективную работу даже при сильно разряженном
аккумуляторе.
Ссылки на схожие материалы:
|