Тема электротранспорта меня
интересовала всегда. И вот наступил долгожданный момент,
когда я от теории наконец перешел к практике. О своём опыте я поведаю
ниже.
Пара мыслей в качестве вступления. Почему
именно сейчас так активно заговорили про электромобили,
электросамолёты, электробайки? Наконец почти разрешилась основная
проблема электротранспорта — начали появляться достаточно компактные и
емкие батареи. Более того, они заряжаются за терпимое время. Собственно
только этого и ждали, все остальное давно создано и «обкатано» — кузов,
ходовая часть, электроника, электромоторы. Все это уже используется
сотню лет. А электромоторы позволяют использовать непривычные решения — к
примеру устанавливать себя в ступицы самих колес.
К делу!
Технические
характеристики: — велосипед
обычный, средней ушатанности, цена примерно 200$ — электромотор на
48V и мощность 380W — батарея на 48V и 10A — скорость без помощи
педалей по ровной дороге 35-40 км/ч — дальность поездки 22-25 км по
легкой холмистой местности и в городе — время полного заряда 2 часа
Надо
отметить, что переоборудование не сильно бросается в глаза и большинство
людей на улице просто не замечают ничего необычного в велосипеде.
Весь
комплект приобретен в Китае через eBay. Искать комплекты стоит по
ключевым словам «ebike, Motor Conversion, kit, LiFePO4». Вся покупка
обошлась в примерно 650$ USD с пересылкой из Китая. Покупать придется
два комплекта — сам KIT и батарею.
KIT состоит из уже собранного
колеса, контроллера, рукоятки газа, рукояток тормоза, датчика под
педали, фары с замком, кнопки звукового сигнала, сумки для батареи.
Вторая
часть комплекта — это батарея и зарядное устройство.
Комплекты
бывают на 12, 24, 36 и 48 вольт и мощностью в 250, 380, 500 и 1000
ватт. Батарею выбирается соответствующего напряжения. Я бы советовал
не гнаться за мощностью. 380W для ровной и холмистой местности вполне
достаточно. Увеличивая мощность скорость будет увеличиваться не
значительно, но в гору «тянуть» будет лучше. Мой личный опыт — я
очень редко помогаю педалями и звездочки стоят все время в положении
«максимальная скорость». Стоит заметить, что в многих странах есть
ограничение в 250W. Почему я выбрал 48V, я сейчас точно сказать не
смогу, но в мае, когда я прочесывал интернет перед покупкой была
поставлена метка — брать только 48V. С мощностью батареи все просто — у
меня 10A, это 25 км. Если купить 20A, будет 50 км пробега и 16 кг
батареи вместо 8-ми. Решите, стоит ли вам таскать лишние 4-8 кг веса,
если вы не собираетесь далеко ездить. Я понимаю, что мощность не в
амперах измеряется, но так их продавцы различают. Не ватт/час, а именно
напряжение/амперы.
Мотор
Колесо-мотор 4.
уже собраны. Покрышка и камера в комплект не входит. Колесо надо
выбирать по размеру колес вашего велосипеда, для меня это был номер 26 —
самый распространенный размер. Если вы покупали камеру или покрышку —
размер вы знаете точно.
Главное, что надо помнить монтируя колесо
— кабель должен выходить из колеса слева! Тогда оно будет вращаться в
правильную сторону. Вторая и не очевидная опасность — из колеса выходит
три толстых провода и несколько тонких. Первое что делает человек
смонтировав колесо — он его крутит. Колесо вырабатывает электричество,
между силовым проводом и одним из тонких проводков проскакивает искра и
все, сгорел датчик, покатушки отменяются. Поэтому вынув колесо из
коробки сразу обматываем эти провода изолентой и до момента подключения к
контроллеру так их держим.
Возможно придется слегка подтачивать
посадочное место на вилке и ось на колесе, у меня так и получилось.
Дремель и несколько режущих дисков хватило, чтобы установить колесо.
Тут
надо быть максимально аккуратным, чем плотнее колесо сядет на своё
место, тем меньше проблем будет в будущем. Не сточите лишнего.
Владельцам дорогих велосипедов с алюминиевыми вилками стоит выбрать
заднее колесо, я читал как мощное киловатное колесо просто выламывало
усы на вилке при пробном включении. Передняя вилка рассчитана на
нагрузку вверх и назад, а колесо тянет вперед и по кругу. А вот мотор на
заднем колесе дает нагрузки на раму не отличающиеся от педалей.
Контроллер
Контроллер
— маленькая алюминиевая коробочка 3. с пучком проводов. Особых проблем с
ней нет. Найти удобное место на раме и закрепить. У меня удачно на
нижней балке оказалось два болта просто вкрученные в раму. На один из
них я и повесил контроллер, второй не совпал и я зафиксировал её
пластиковым стрипом. Стоит ими запастись, незаменимая вещь для фиксации
кабелей. Единственная
замечание. Из-за законодательного ограничения скорости в некоторых
странах в контроллере есть блокировка. Чаще всего это провод, который
надо просто разомкнуть. Заблокированный контроллер не даст разогнаться
быстрее 25 км/ч.
Управление Во
первых надо заменить рукоятки тормозов. Я не стал менять рукоятку
переднего тормоза. Заменил только заднюю. Зачем надо менять? В рукоятке
находится контакт, который отключает электромотор в момент торможения.
Во
вторых на левую сторону руля надо установить рукоятку газа. Снимаем
резиновую ручку, отрезаем её с внутренней стороны на необходимую ширину.
Ставим все на своё место.
В третьих надо установить фару. В фаре
находится «замок зажигания» и звуковой сигнал. Кнопку звукового сигнала
я не стал подключать, могу и так поорать. А вот пара ключиков весьма
порадовала. Ключ заменяет выключатель питания, а дальнейший поворот
включает фару. Это удобно. Вытащить ключ из «фары» не выключив велосипед
не получится. Велосипед довольно тяжелый, а ход на педалях тоже не так
прост (ведь они стоят на максимуме и еще надо провернуть мотор, который в
таком случае становится генератором) — запрыгнуть и укатить на вашем
велосипеде вору будет не так просто. Даже просто укатить его в руках.
Это позволяет не сильно «напрягаться» отвлекаясь от велосипеда на
несколько минут и не пристегивать его каждый раз замком.
На фото
заметно, что фара сделана из дешевого пластика и начала протираться от
обрезиненного тросика передач. Светодиоды в теории должны показывать
степень разряда батареи. Возможно на свинцовых так и есть, но на LiFePO4
батарее это не работает. Сначала светится полный заряд, потом красный
светодиод — батарея пустая. Кроме того, это суперлайт светодиоды и они
банально слепят ночью прямо в лицо, да и днем тоже мешают. Поэтому там и
находится эта полоска клейкой бумаги. Потом я сточу кончики светодиодов
и капну сверху по капле термоклея, чтобы получить просто матовое
свечение.
Я упомянул, что в комплекте есть датчик на педали. Его я
не ставил. Он заменяет рукоятку газа. Начав крутить педали вы включаете
мотор, но он только помогает ехать. Не более того, думаю это должно
быть довольно экономно, но меня не заинтересовало.
Батарея
Как
я уже писал это разновидность литиевой батареи. LiFePO4 — она дешевле
своих собратьев из сотовых телефонов, не взрывается, хорошо отдает
большие токи, быстро заряжается, имеет до 1500 циклов заряд-разряд до
начала заметного снижения емкости. Такие батареи появились всего год-два
назад и на рынке еще мало известны. Китайцы сами собирают их из
отдельных элементов необходимого вольтожа, мощности и размера. Кроме
батареи в сумке находится плата-балансира зарядки. С неё идет пучок
проводов в саму батарею. Тоесть батарея заряжается по частям и отдельные
«банки» элементов балансируются между собой.
Почему не обычная
кислотно-свинцовая батарея? Аналогичная по параметрам моей батареи будет
весить больше 20-ти кг. Будет возня с электролитом, долгая зарядка,
количество циклов заряд-разряд не больше тысячи, а всего сотня-две. Мало
того, если я пойду покупать у себя в магазине такие батареи — это будет
стоить не намного меньше. Так что даже по деньгам я не выгадаю.
Аппарат
в квартире на зарядке. Полный заряд занимает два часа, зарядка легкая и
сравнительно небольшая, можно кинуть в рюкзак и заряжать велосипед в
дороге. В придорожном кафе к примеру или на заправке. Заключение
Впечатления
от езды на таком велосипеде непередаваемы. Звука мотора не слышно. На
трассе впадаешь в транс. Чувство сродни с тем, какое я испытывал летая
во сне. Равномерное, бесшумное движение через пространство. В городе
водители мешают. Двигаются медленно, долго трогаются. По полям переднее
колесо прет отлично, но батарея садится быстро. Что приятно — права
не нужны, страховка не нужна, в квартиру закатывается, бензином не
пахнет. Вы можете ещё скачать и почитать Как сделать Электровелосипед своими руками за 30 минут |